О примерах и снова о морали
Дмитрий РАНЦЕВ15:00 24.06.2010
Человеку свойственно к чему-то стремиться. На этом пути могут случаться ошибки и ложные ходы. А также – различные стадии присущей нашей природе мимикрии.
Об образцах для подражания и всяческих недоразумениях предоставляет возможность поразмышлять телевизор. В данном случае – музыкальный и рекламный ролики, футбольные трансляции и репортажи с кинофестиваля.
Нынче на Первом Балтийском музыкальном канале вершится торжество задорного безразличия – самой популярной единицей показа стал клип коллектива «Инь-Ян» под названием «Пофиг». Кино, скажу вам, привлекает внимание. Нет, не тем, что четверка прекраснолицых разнополых бывших «фабрикантов» под продюсерским началом Константина Меладзе выносит сленговое словечко в название, но не удерживается от вплетения в текст песни вполне «культурных» оборотов.
Ведь тут происходит главный прокол. Цитирую: «Что в анфас, что в профиль». Так и поют, с этим режущим ухо предлогом перед визуально-художественным термином «анфас». Характерный пример спонтанного стремления к высокому в современной русской попсе. Порыв неизбежно опошляется изначальным желанием прописаться в прибыльном «низком» жанре.
Интереснее так называемый визуальный ряд. Приятные с виду мальчики и девочки лихо разбивают о головы друг друга телефоны, кружки, телевизоры, стулья. Каждый аварийный случай тут же сменяется кадром, в котором подстрадавший цел и весел. Имеет место подчеркнутая корректность, говорящая о метафоричности действий. И не требуется предупреждающей надписи – «не пытайтесь делать это сами!»
Хотя уверен, что найдутся моралисты, возмущенные клипом – мол, а что если молодежь будет брать пример? Помните, аналогичные аргументы выдвигались в ходе обсуждения сериала «Школа», чей показ не так давно завершил Первый канал, и многосерийного фильма «Бригада», третью неделю идущего на 3+?
Никому не приходит в голову брать пример с футболистов, пинающих мяч на телеэкране. Такова специфика спортивных передач. В которую помимо собственно зрелища вписывается незаменимый компонент – речь комментатора. Чемпионат мира по футболу на LTV-7 – это несколько матчей в день и голос Анатолия Крейпанса. Если его комментарий хоккейного первенства на русском языке показался мне достойным критики, то родной язык и, видимо, родная футбольная стихия помогают ему предстать суперпрофессионалом.
В одной из трансляций пропала картинка из ЮАР, был просто черный экран. Крейпанс не растерялся, продолжил говорить, не допустив паузы и смены интонации. При этом он, как и простой зритель, ничего не видел, но ему хватило юмора и образованности упомянуть даже Казимира Малевича. Другое дело, что выказывая свою компетентность, Крейпанс частенько подчеркивает – в Африке теперь зима. Категорически не могу согласиться с данным тезисом! В ЮАР, где проходит чемпионат, действительно зима, но сам Черный континент поделен экватором, к северу от которого сейчас лето.
Футбол – такая страсть, что председателю жюри проходящего в эти дни Московского кинофестиваля захотелось вплести игру с мячом в выражение своих эмоций. На канале TVCI Люк Бессон повествовал о том, как он плакал на фильмах Андрея Тарковского и матче Франция – Мексика (соотечественники создателя «Пятого элемента» бесславно проиграли). Слезы у Бессона вызывал и Михаэль Ханеке. Правда, в закадровом переводе великий австрийский режиссер стал Михаилом. Ну почему ему так достается от российских журналистов? То «Хайнеке», то вот «Михаил». Может, потому, что им надо к чему-то стремиться, а не почивать на лаврах доступа к кинотусовкам?
В репортаже с ММКФ на Первом говорили о «звездах отечественного и...» Тут я ждал слова «мирового». Но последовало «...зарубежного кино». Мне кажется, в этом нюансе проявляется претензия Первого канала на собственную исключительность, что в итоге выглядит как провинциальность. Не озабоченные собственным превосходством люди обычно чувствуют свою причастность именно к мировым процессам.
В качестве наглядного примера того, как обходиться с примерами, вполне подойдет произведение рекламного искусства, увиденное мной на канале Eurosport. В нем девушка хлопает парня кедом по попе. Парень требует еще и начинает раз за разом угадывать марку спортивной обуви. Ясно, что вовсе не обязательно теперь обстукивать мягкие места возлюбленных кроссовками. Но почему бы не подражать в плане стремления к нестандартному мышлению, на котором основан ролик?
Ведь если брать за пример суть того, что мы наблюдаем, а не внешнее, если при этом суть достаточно глубока, а лежащее на поверхности следует из смысла объекта наблюдения, само подражание будет носить более созидательный характер. И тогда никакой общественной морали не будут страшны ни «Школа», ни «Бригада».
Впрочем, общественная мораль – до того отвлеченная штука в контексте личностных устремлений и заблуждений, что ее запросто можно не упоминать. Даже (или – тем более) в разговоре о телевидении.
Источник
Отредактировано Black cat (2010-06-25 03:02:50)